История ингушского народа. Глава 1.
ОТ АВТОРА
Вы приступаете к изучению нового для Вас учебного предмета - истории ингушского народа. С каждым уроком Вы будете открывать для себя все новые страницы прошлого.
Ингушский народ является коренным на Кавказе. На этой земле ингуши живут с самой глубокой древности.
История имеет первостепенное значение для представителей любой национальности. Народ, не знающий своей истории, похож на человека, потерявшего память. Не зная прошлого, невозможно понять настоящее и тем более строить будущее.
Для успешного развития, для становления государственности необходимо узнать себя, заглянув в глубь веков. Только так мы сможем понять, какое место занимаем в этом мире.
Конечно, за один год Вы не узнаете всего и познавать далекое прошлое и настоящее ингушского народа будете постоянно.
Эта книга даст Вам возможность проследить связь времен, научиться сопоставлять историю Ингушетии с историей страны.
И хочется верить, что благодаря этому предмету Вы научитесь понимать и связывать в единое целое события, что они станут для Вас не набором сухих цифр и фактов, а сложатся в яркую и захватывающую панораму исторического пути человечества.
В добрый путь!
ГЛАВА 1
ПРОТОИНГУШСКИЕ ПЛЕМЕНА
(с древнейших времен до начала нашей эры)
§ 1. Каменный век
Формирование современного рельефа Кавказа началось около 10 млн лет назад. Первоначально Большой Кавказ представлял собой крупный остров с равнинным рельефом. Из-за постоянной вулканической деятельности шло образование горного рельефа и погружение межгорных прогибов.
Поднятия гор, оледенения, мощные извержения вулканов наступление и отступление морей формировали ту сложную и меняющуюся природную обстановку, в условиях которой протекали ранние этапы истории человека на Кавказе.
Начальная эпоха истории человечества получила научное название каменный век. Каменный век подразделяют на палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век).
Палеолит. Палеолит охватывает время от появления человека на земле (около 2,5 миллионов лет назад) до начала современной геологической истории (до 10 тысячелетия до н. э.).
В свою очередь палеолит делят на несколько эпох, соответствующих этапам развития человека и его материальной культуры. Это олдувейская и аббевильская эпохи, соответствующие начальному этапу истории человечества, ашельская (400-80 тыс. лет до н. э.), мустьерская (80-35 тыс. лет до н. э.) и верхнепалеолитическая (35-10 тыс. лет до н. э.).
Кавказ является одним из древнейших мест обитания человека. На территории Кавказа найдено значительное количество стоянок первобытных людей эпохи палеолита (древнекаменного века), а также остатки окаменевших костей различных животных, живших в те времена на земле: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, бизонов, оленей и др. Имеются такие находки и на территории Ингушетии. В Ингушском государственном музее краеведения хранятся зубы мамонтов, найденные на территории Сунженского района. На водоразделе между реками Сунжей и Назранкой на территории Гамурзиевского муниципального округа города Назрань обнаружены ранние памятники среднего палеолита (эпоха мустье), изготовленные из камней местных пород. Ученые считают, что здесь в древности существовала мастерская по первичной обработке камня. Отдельные находки каменных орудий этого времени сделаны у селения Экажево и Насыркортского муниципального округа г. Назрань.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис. 1. Орудия труда палеолита (эпоха мустье): 1 - дисковидный
нуклеус, 2 - пластинка, 3 - зубчатое орудие, 4 - обработка каменного
орудия, 5,7- скребла, 6 - клювовидное орудие, 8 - остроконечник, 9 -
работа остроконечником
Эти находки свидетельствуют о широком расселении людей на территории Северного Кавказа, в том числе и на территории Ингушетии. Люди в эпоху мустье умели обрабатывать камень, делать из него различные орудия труда и оружие для охоты (остроконечники, скребла, каменные топоры и т.д.).
Мезолит. Между эпохой палеолита (когда человек занимался в основном охотой и собирательством) и эпохой неолита (возникло земледелие и скотоводство) находится промежуток времени, получивший название мезолита. Для Северного Кавказа это 10-6 тыс. лет до н. э.
В эту эпоху произошли заметные изменения в образе жизни людей и в характере их материальной культуры. Возможно, что уже в этот период начали применяться луки и стрелы, охота и собирательство стали более интенсивными. Рыболовство приобрело важное хозяйственное значение.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис.2. Орудия труда эпохи мезолита: 1 - нуклеус, 2-7 – микролиты
Для этого периода характерны мелкие орудия из кремния - микролиты, которые вбивались в основу из дерева или кости и служили ножами, скреблами для обработки кож, дротиками. Чаще всего микролиты использовались как наконечники для стрел. Подобные орудия часто встречаются на территории Ингушетии. В целом же мезолит на территории Ингушетии почти не изучен.
Неолит. Эпоха неолита на Северном Кавказе датируется 6-4 тысячелетиями до н. э. Неолит для становления человеческой цивилизации имел огромное значение.
Человек современного вида (человек разумный, как называют его ученые) появился на земле около 40 тысяч лет назад. На протяжении 30 тысяч лет люди с помощью изготовленных ими орудий труда умели получать только то, что давала природа, то есть у них был присваивающий тип хозяйствования. В этот период пищу добывали охотой, рыболовством и собирательством съедобных растений. Поэтому жизнь человека сильно зависела от природных и климатических условий. Продолжительность жизни была короткой. В результате численность людей на огромных пространствах Земли была очень невелика.
Жизнь человека изменилась, когда он научился производить пищу - сеять хлеб, обеспечивавший пищей круглый год, и разводить скот, дававший молоко, мясо, шкуры, шерсть. Таким образом, произошел переход от присваивающего к производящему ведению хозяйства. Этот переход в науке получил название неолитической революции.
Переход к производящему типу хозяйствования привел не только к усовершенствованию орудий труда, но и к появлению посуды (сначала плетеной, потом из глины), что позволило лучше готовить и хранить пищу. Повышение уровня жизни людей способствовало и увеличению их численности.
Были усовершенствованы орудия труда и охоты - люди научились шлифовать камень, сверлить отверстия в каменных орудиях.
Лишь после того как в эпоху неолита человек сам научился производить пищу, стал возможным дальнейший прогресс и появление первых цивилизаций.
На Северном Кавказе неолитические памятники обнаружены во многих местах. На территории Ингушетии неолитические поселения зафиксированы у с. Али-Юрт и на территории строительства города Магас. Находки (каменный топор и др.) из Магасского поселения можно увидеть в Ингушском государственном музее краеведения. Само же поселение во время проведения строительных работ было уничтожено. Обнаружены также очень интересные заготовки каменных неолитических клиновидных топоров на Терском хребте у станицы Вознесеновской Малгобекского района Ингушетии, датируемые 5 тысячелетием до н. э.
Люди стали обустраивать жильё. У них появились постоянные дома из глины и камня, а затем и из сырцового кирпича. Неолитические племена уже умели строить жилища, которые представляли собой легкие постройки из плетеного каркаса, обмазанного с обеих сторон глиной. Для внутренних перегородок и печей уже применялись специальные заготовки из слабо обожженной глины, имевшие форму продолговатых, утолщенных с одного края «лепешек». В горных районах жилища строились из камня. С течением времени (в VIII тысячелетии до н. э.) появились целые поселки, иногда даже окруженные стенами.
На протяжении эпохи неолита земледелие и скотоводство занимали ведущее положение в экономике северокавказских племен.
Развитие земледелия привело к существенным изменениям в форме орудий труда. С помощью каменного топора-тесла вырубались деревья и кустарники, расчищались участки земли для посевов, сооружались жилье и хозяйственные постройки, изгороди, изготовлялись деревянные орудия труда. Топоры-тесла использовались также как наконечники для мотыг, с помощью которых рыхлили землю, рыли ямы, добывали глину и т.д. Известны были неолитическим племенам Северного Кавказа двусторонне обработанные орудия, служившие преимущественно наконечниками мотыг, а также терки и песты, предназначенные для размола растительной пищи.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис.3. Неолит: 1 - кремневый нож, 2 - наконечники, 3 -
ранненеолитический глиняный сосуд.
Судя по находкам орудий труда, предназначенных для обработки дерева (долота и долотообразные орудия), обитатели неолитических поселений широко использовали в быту разнообразные деревянные поделки и утварь, которые не сохранились.
Обработка кости, шкур и кожи также занимала немаловажное место в хозяйстве неолитических племен. Однако в ту пору уже зарождалось ткачество, что подтверждается находками отпечатков плетения на глиняных изделиях.
Быстро развивалось производство глиняной посуды. Некоторые сосуды, обнаруженные во время археологических раскопок, украшены прочерченным на поверхности орнаментом.
Среди находок имеется глиняная антропоморфная (изображающая человека) статуэтка, что может свидетельствовать о развитии религиозных представлений.
Неолитические племена Северного Кавказа поддерживали связь с населением сопредельных областей. Особенно тесной она была с Закавказьем и Передней Азией. Контактировали также с племенами, жившими на территории Приазовья и нынешней Украины.
§ 2. Синокавказская общность
Далекие предки ингушей входили в состав этнической общности, получившей в науке условное название синокавказской, т.е. китайско-кавказской (некоторые исследователи называют ее также палеоевразийской или карийской общностью).
Древние синокавказцы по данным лингвистики. Существование синокавказской общности и единого синокавказского языка исследователи относят к периоду между XX и X тысячелетиями до н. э. Прародина синокавказцев предположительно находилась в Восточном Средиземноморье и на прилегающих территориях (Апеннины, Балканы, Прикарпатье, Причерноморье, Малая Азия, Передняя Азия, Кавказ).
Ученые давно отметили здесь множество топонимов (то есть названий местностей) с корнем, состоящим из двух согласных г (или к) и р, часто с разделяющими их гласными, а иногда и другими звуками (Крит, Кипр, Греция, Корсика, Кария, Картли и т.д.). Судя по таким этнонимам (названия народов, племен и других этнических групп), как карийцы, гаргареи, хурриты, эти топонимы явно происходят от какого-то древнего этнонима. В IX тысячелетии до н. э. происходит распад синокавказской общности и расселение древних синокавказцев на огромной территории: от Западной Европы до Китая и далее до Северной Америки.
Причины исхода синокавказцев со своей прародины и их расселение на больших пространствах, вероятно, кроются в каком-либо природном бедствии (землетрясении, наводнении, засухе, извержении вулкана и т.д.), которое обрушилось на их родину.
С течением времени единый язык преобразовался в новые языки, поскольку группы людей разошлись в разные стороны и перестали контактировать между собой. На новых территориях им нужно было общаться с другими народами, говорившими на совершенно иных языках.
Так возникли новые языки: прасеверокавказский, праенисейский, прасино-тибетский, прана-дене, прабаскский, прашумерский и, возможно, множество других языков, вымерших в глубокой древности.
Прасеверокавказский язык в V тысячелетии до н. э. распался на западнокавказский и восточнокавказский языки. Народы, говорившие на этих языках, в древности занимали более обширные территории, чем в настоящее время: Балканы, Прикарпатье, Причерноморье, Кавказ (Северный и Южный), Малая и Передняя Азия.
Западнокавказская семья языков состоит из трех групп: 1) абхазская (абхазский, абазинский языки), 2) убыхская (убыхский язык), 3) адыгская (адыгский, кабардино-черкесский языки). К западнокавказским языкам относится и мертвый хаттский язык.
Восточнокавказская семья языков включает четыре группы: 1) нахская (ингушский, чеченский, бацбийский языки), 2) аваро-андо-цезская (аварский, андийский, цезские языки), 3) лакско-даргинская (лакский, даргинский языки), 4) лезгинская (лезгинский, табасаранский, удинский, агульский, рутульский, цухурский, будухский, крызский, арчинский и хиналегский языки).
Часть синокавказцев, ушедших на запад, дала начало населению Западной Европы, говорившему на прабаскских языках.
Расселяясь на новых территориях, синокавказцы смешивались с местным населением, в некоторых случаях ассимилировали местное население, а иногда сами переходили на местные языки. В результате смешения с местным населением иногда происходило изменение антропологического типа синокавказцев. Ушедшие на восток синокавказцы приняли антропологический тип местного монголоидного населения. С другой стороны, далекие предки индоевропейских народов, входившие в ностратическую языковую общность (индоевропейская, уральская, алтайская, дравидийская и др. языковые семьи), имевшие монголоидный антропологический тип, мигрировавшие в V тыс. до н. э. из Центральной Азии в Европу, приняли кавказоидный (европеоидный) антропологический тип местного синокавказского населения Европы.
Древние синокавказцы по данным археологии
Распад синокавказской общности и расселение синокавказцев на огромных просторах совпадает по времени с началом неолитической революции. Данные археологических раскопок и изучение топонимов свидетельствуют о поселениях синокавказцев в различных районах Евразии и Америки. Археологи дают для изучения историкам вещественный материал: орудия труда, украшения, керамику (посуда из обожженной глины) и т.д. Наиболее массовым археологическим материалом является керамика. Изучая формы керамических сосудов, орнаменты, нанесенные на их стенках, методы их изготовления и другие параметры, сравнивая керамические сосуды из различных районов нашей планеты, ученые определяют этническую принадлежность людей, создавших сосуды той или иной формы и пути миграций тех или иных этнических групп населения. Ученые называют керамику «этническим индикатором».
Исследователи определили, что типичным показателем принадлежности какой-либо группы населения к синокавказской общности является наличие керамики с фигурно-штамповым орнаментом, который присутствует на керамике синокавказцев на протяжении многих тысячелетий.
Древние синокавказцы (и более поздние синокавказские народы) наносили на керамику орнамент-штамп в форме креста, чаще косого креста, квадрата, прямоугольника, треугольника, скобки, овала, кружка и некоторых других фигур, внутренние поля которых заполнялись решеткой, линиями, концентрическими кругами, рядом ямок и т.д. Широко в орнаментике керамики применялся штамп, сделанный из раковины, налепные узоры.
Возникновение подобной орнаментации связано с приготовлением и хранением пищи, ограждением ее от «злых сил». Нанесенные на горловину сосуда ямки и налепные валики играли охранительные функции и означали, что сосуд завязан, закрыт, прикрыт палочкой, что мешает «злым силам» проникнуть в него и испортить пищу. Возможно, первоначально сосуд действительно обвязывали крученой веревкой и прикрывали палочкой, а затем вместо веревки и палочки стали применять орнамент.
Появление первой керамики в Малой Азии (не ранее VI тысячелетия до н. э.), являющейся одним из ранних центров Цивилизации и древнейшей областью расселения синокавказцев, было обусловлено возникновением и интенсивным развитием рыболовства и морского собирательства. Соответствующий пищевой рацион требовал сосудов для приготовления пищи. Прообразом керамических сосудов были плетеные корзины и раковины. После появления керамических сосудов на их стенки наносили рифление (чтобы сосуд принял вид корзины) и использовали раковины для орнаментации.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис. 4. Неолитические культуры синокавказцев на Ближнем Востоке
Археологические памятники синокавказцев, относящиеся к различным эпохам, обнаружены учеными в различных регионах Земли: на островах Эгейского моря, в Италии, на Балканском полуострове, в Британии, в междуречье Зааль и Эльбы в Германии, в Прикарпатье, в бассейне среднего Дуная, на средиземноморском побережье Испании, на территории восточно-европейской равнины, на Кавказе, в Малой Азии, в Передней Азии, на Сирийском побережье Средиземного моря, в Зауралье, в Западной Сибири, на Алтае, в Гималаях, в Китае и Северной Америке.
Наиболее древние поселения синокавказцев раскопаны в Малой Азии, в Сирии и Палестине, на территории Ирана. Уже в VIII-VI тысячелетиях до н. э. здесь возникали развитые и богатые поселки, зачастую обнесенные стенами. Первая протогородская цивилизация появилась на полуострове Малая Азия.
Этот полуостров, называемый также Анатолией и образующий азиатскую часть современной Турции, - один из древнейших в мире очагов земледелия и скотоводства. В X-VIII тысячелетиях до н. э. здесь господствовал относительно влажный климат, предгорья покрывали луга злаковых трав, среди которых были предки ячменя и пшеницы-однозернянки; дожди выпадали обильно и регулярно. В горах и на равнинах паслись стада дикого мелкого и крупного рогатого скота. Именно здесь, наряду с Сирией, Палестиной и западными склонами Иранского нагорья, люди раннего неолита впервые научились высевать злаки, вскапывая предварительно землю палками, а позже и мотыгами, и сжинать первые хлеба; еще ранее для жатвы диких злаков был изобретен серп, костяной или деревянный, со вставляемыми кремневыми зубьями. В этих же местах был сначала приручен, а затем и одомашнен первый скот.
На северо-востоке Малой Азии было открыто поселение Чейюне-Тепе (здесь и далее названия древних поселений условны; ученые дают названия древним поселениям по современным названиям местностей, вблизи которых они находятся), датируемое 7250-6750 годами до н. э., населению которого уже было известно земледелие и скотоводство. В VII—VI тысячелетиях существовали высокоразвитые поселения Чатал-Хююк, Хаджилар, Суберде, Кан-Хасан и др.
Протогородская цивилизация Чатал-Хююка
Наиболее крупным и развитым поселением этого периода, почти городом, было поселение Чатал-Хююк, занимавшее площадь в 13 гектаров. Население Чатал-Хююка составляло около 5 тысяч человек. Это был центр 22 небольших поселений (1-1,5 гектара), расположенных поблизости. Здесь были развиты производящие формы хозяйства. Жители поселения разводили крупный и мелкий рогатый скот, выращивали пшеницу, полбу, ячмень, горох, чечевицу, виноград - всего до 22 видов растений и даже цветы. Были им известны и различные ремесла, о чем свидетельствуют орудия из камня, обсидиана (вулканическое стекло), нефрита, кости; они умели ткать шерсть, изготовлять ковры и войлок. Охотились жители Чатал-Хююка на оленей, онагров (дикие ослы), леопардов, диких быков, кабанов, птиц. Занимались рыболовством. Была одомашнена собака.
Одним из самых значительных источников доходов являлась торговля. Чатал-Хююк, расположенный вблизи потухших вулканов, где были крупные месторождения обсидиана, из которого производили наконечники стрел, дротиков и копий, ножи, обладал монополией на торговлю обсидианом с Кипром, Западной Анатолией и Сиро-Палестиной.
При строительстве домов использовали сырцовый кирпич с добавлением ила и тростника, а также камень. Несущие конструкции были деревянными. Стены домов в поселении плотно примыкали друг к другу, не имели окон и образовывали снаружи глухую оборонительную стену.
ОТ АВТОРА
Вы приступаете к изучению нового для Вас учебного предмета - истории ингушского народа. С каждым уроком Вы будете открывать для себя все новые страницы прошлого.
Ингушский народ является коренным на Кавказе. На этой земле ингуши живут с самой глубокой древности.
История имеет первостепенное значение для представителей любой национальности. Народ, не знающий своей истории, похож на человека, потерявшего память. Не зная прошлого, невозможно понять настоящее и тем более строить будущее.
Для успешного развития, для становления государственности необходимо узнать себя, заглянув в глубь веков. Только так мы сможем понять, какое место занимаем в этом мире.
Конечно, за один год Вы не узнаете всего и познавать далекое прошлое и настоящее ингушского народа будете постоянно.
Эта книга даст Вам возможность проследить связь времен, научиться сопоставлять историю Ингушетии с историей страны.
И хочется верить, что благодаря этому предмету Вы научитесь понимать и связывать в единое целое события, что они станут для Вас не набором сухих цифр и фактов, а сложатся в яркую и захватывающую панораму исторического пути человечества.
В добрый путь!
ГЛАВА 1
ПРОТОИНГУШСКИЕ ПЛЕМЕНА
(с древнейших времен до начала нашей эры)
§ 1. Каменный век
Формирование современного рельефа Кавказа началось около 10 млн лет назад. Первоначально Большой Кавказ представлял собой крупный остров с равнинным рельефом. Из-за постоянной вулканической деятельности шло образование горного рельефа и погружение межгорных прогибов.
Поднятия гор, оледенения, мощные извержения вулканов наступление и отступление морей формировали ту сложную и меняющуюся природную обстановку, в условиях которой протекали ранние этапы истории человека на Кавказе.
Начальная эпоха истории человечества получила научное название каменный век. Каменный век подразделяют на палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век).
Палеолит. Палеолит охватывает время от появления человека на земле (около 2,5 миллионов лет назад) до начала современной геологической истории (до 10 тысячелетия до н. э.).
В свою очередь палеолит делят на несколько эпох, соответствующих этапам развития человека и его материальной культуры. Это олдувейская и аббевильская эпохи, соответствующие начальному этапу истории человечества, ашельская (400-80 тыс. лет до н. э.), мустьерская (80-35 тыс. лет до н. э.) и верхнепалеолитическая (35-10 тыс. лет до н. э.).
Кавказ является одним из древнейших мест обитания человека. На территории Кавказа найдено значительное количество стоянок первобытных людей эпохи палеолита (древнекаменного века), а также остатки окаменевших костей различных животных, живших в те времена на земле: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, бизонов, оленей и др. Имеются такие находки и на территории Ингушетии. В Ингушском государственном музее краеведения хранятся зубы мамонтов, найденные на территории Сунженского района. На водоразделе между реками Сунжей и Назранкой на территории Гамурзиевского муниципального округа города Назрань обнаружены ранние памятники среднего палеолита (эпоха мустье), изготовленные из камней местных пород. Ученые считают, что здесь в древности существовала мастерская по первичной обработке камня. Отдельные находки каменных орудий этого времени сделаны у селения Экажево и Насыркортского муниципального округа г. Назрань.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис. 1. Орудия труда палеолита (эпоха мустье): 1 - дисковидный
нуклеус, 2 - пластинка, 3 - зубчатое орудие, 4 - обработка каменного
орудия, 5,7- скребла, 6 - клювовидное орудие, 8 - остроконечник, 9 -
работа остроконечником
Эти находки свидетельствуют о широком расселении людей на территории Северного Кавказа, в том числе и на территории Ингушетии. Люди в эпоху мустье умели обрабатывать камень, делать из него различные орудия труда и оружие для охоты (остроконечники, скребла, каменные топоры и т.д.).
Мезолит. Между эпохой палеолита (когда человек занимался в основном охотой и собирательством) и эпохой неолита (возникло земледелие и скотоводство) находится промежуток времени, получивший название мезолита. Для Северного Кавказа это 10-6 тыс. лет до н. э.
В эту эпоху произошли заметные изменения в образе жизни людей и в характере их материальной культуры. Возможно, что уже в этот период начали применяться луки и стрелы, охота и собирательство стали более интенсивными. Рыболовство приобрело важное хозяйственное значение.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис.2. Орудия труда эпохи мезолита: 1 - нуклеус, 2-7 – микролиты
Для этого периода характерны мелкие орудия из кремния - микролиты, которые вбивались в основу из дерева или кости и служили ножами, скреблами для обработки кож, дротиками. Чаще всего микролиты использовались как наконечники для стрел. Подобные орудия часто встречаются на территории Ингушетии. В целом же мезолит на территории Ингушетии почти не изучен.
Неолит. Эпоха неолита на Северном Кавказе датируется 6-4 тысячелетиями до н. э. Неолит для становления человеческой цивилизации имел огромное значение.
Человек современного вида (человек разумный, как называют его ученые) появился на земле около 40 тысяч лет назад. На протяжении 30 тысяч лет люди с помощью изготовленных ими орудий труда умели получать только то, что давала природа, то есть у них был присваивающий тип хозяйствования. В этот период пищу добывали охотой, рыболовством и собирательством съедобных растений. Поэтому жизнь человека сильно зависела от природных и климатических условий. Продолжительность жизни была короткой. В результате численность людей на огромных пространствах Земли была очень невелика.
Жизнь человека изменилась, когда он научился производить пищу - сеять хлеб, обеспечивавший пищей круглый год, и разводить скот, дававший молоко, мясо, шкуры, шерсть. Таким образом, произошел переход от присваивающего к производящему ведению хозяйства. Этот переход в науке получил название неолитической революции.
Переход к производящему типу хозяйствования привел не только к усовершенствованию орудий труда, но и к появлению посуды (сначала плетеной, потом из глины), что позволило лучше готовить и хранить пищу. Повышение уровня жизни людей способствовало и увеличению их численности.
Были усовершенствованы орудия труда и охоты - люди научились шлифовать камень, сверлить отверстия в каменных орудиях.
Лишь после того как в эпоху неолита человек сам научился производить пищу, стал возможным дальнейший прогресс и появление первых цивилизаций.
На Северном Кавказе неолитические памятники обнаружены во многих местах. На территории Ингушетии неолитические поселения зафиксированы у с. Али-Юрт и на территории строительства города Магас. Находки (каменный топор и др.) из Магасского поселения можно увидеть в Ингушском государственном музее краеведения. Само же поселение во время проведения строительных работ было уничтожено. Обнаружены также очень интересные заготовки каменных неолитических клиновидных топоров на Терском хребте у станицы Вознесеновской Малгобекского района Ингушетии, датируемые 5 тысячелетием до н. э.
Люди стали обустраивать жильё. У них появились постоянные дома из глины и камня, а затем и из сырцового кирпича. Неолитические племена уже умели строить жилища, которые представляли собой легкие постройки из плетеного каркаса, обмазанного с обеих сторон глиной. Для внутренних перегородок и печей уже применялись специальные заготовки из слабо обожженной глины, имевшие форму продолговатых, утолщенных с одного края «лепешек». В горных районах жилища строились из камня. С течением времени (в VIII тысячелетии до н. э.) появились целые поселки, иногда даже окруженные стенами.
На протяжении эпохи неолита земледелие и скотоводство занимали ведущее положение в экономике северокавказских племен.
Развитие земледелия привело к существенным изменениям в форме орудий труда. С помощью каменного топора-тесла вырубались деревья и кустарники, расчищались участки земли для посевов, сооружались жилье и хозяйственные постройки, изгороди, изготовлялись деревянные орудия труда. Топоры-тесла использовались также как наконечники для мотыг, с помощью которых рыхлили землю, рыли ямы, добывали глину и т.д. Известны были неолитическим племенам Северного Кавказа двусторонне обработанные орудия, служившие преимущественно наконечниками мотыг, а также терки и песты, предназначенные для размола растительной пищи.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис.3. Неолит: 1 - кремневый нож, 2 - наконечники, 3 -
ранненеолитический глиняный сосуд.
Судя по находкам орудий труда, предназначенных для обработки дерева (долота и долотообразные орудия), обитатели неолитических поселений широко использовали в быту разнообразные деревянные поделки и утварь, которые не сохранились.
Обработка кости, шкур и кожи также занимала немаловажное место в хозяйстве неолитических племен. Однако в ту пору уже зарождалось ткачество, что подтверждается находками отпечатков плетения на глиняных изделиях.
Быстро развивалось производство глиняной посуды. Некоторые сосуды, обнаруженные во время археологических раскопок, украшены прочерченным на поверхности орнаментом.
Среди находок имеется глиняная антропоморфная (изображающая человека) статуэтка, что может свидетельствовать о развитии религиозных представлений.
Неолитические племена Северного Кавказа поддерживали связь с населением сопредельных областей. Особенно тесной она была с Закавказьем и Передней Азией. Контактировали также с племенами, жившими на территории Приазовья и нынешней Украины.
§ 2. Синокавказская общность
Далекие предки ингушей входили в состав этнической общности, получившей в науке условное название синокавказской, т.е. китайско-кавказской (некоторые исследователи называют ее также палеоевразийской или карийской общностью).
Древние синокавказцы по данным лингвистики. Существование синокавказской общности и единого синокавказского языка исследователи относят к периоду между XX и X тысячелетиями до н. э. Прародина синокавказцев предположительно находилась в Восточном Средиземноморье и на прилегающих территориях (Апеннины, Балканы, Прикарпатье, Причерноморье, Малая Азия, Передняя Азия, Кавказ).
Ученые давно отметили здесь множество топонимов (то есть названий местностей) с корнем, состоящим из двух согласных г (или к) и р, часто с разделяющими их гласными, а иногда и другими звуками (Крит, Кипр, Греция, Корсика, Кария, Картли и т.д.). Судя по таким этнонимам (названия народов, племен и других этнических групп), как карийцы, гаргареи, хурриты, эти топонимы явно происходят от какого-то древнего этнонима. В IX тысячелетии до н. э. происходит распад синокавказской общности и расселение древних синокавказцев на огромной территории: от Западной Европы до Китая и далее до Северной Америки.
Причины исхода синокавказцев со своей прародины и их расселение на больших пространствах, вероятно, кроются в каком-либо природном бедствии (землетрясении, наводнении, засухе, извержении вулкана и т.д.), которое обрушилось на их родину.
С течением времени единый язык преобразовался в новые языки, поскольку группы людей разошлись в разные стороны и перестали контактировать между собой. На новых территориях им нужно было общаться с другими народами, говорившими на совершенно иных языках.
Так возникли новые языки: прасеверокавказский, праенисейский, прасино-тибетский, прана-дене, прабаскский, прашумерский и, возможно, множество других языков, вымерших в глубокой древности.
Прасеверокавказский язык в V тысячелетии до н. э. распался на западнокавказский и восточнокавказский языки. Народы, говорившие на этих языках, в древности занимали более обширные территории, чем в настоящее время: Балканы, Прикарпатье, Причерноморье, Кавказ (Северный и Южный), Малая и Передняя Азия.
Западнокавказская семья языков состоит из трех групп: 1) абхазская (абхазский, абазинский языки), 2) убыхская (убыхский язык), 3) адыгская (адыгский, кабардино-черкесский языки). К западнокавказским языкам относится и мертвый хаттский язык.
Восточнокавказская семья языков включает четыре группы: 1) нахская (ингушский, чеченский, бацбийский языки), 2) аваро-андо-цезская (аварский, андийский, цезские языки), 3) лакско-даргинская (лакский, даргинский языки), 4) лезгинская (лезгинский, табасаранский, удинский, агульский, рутульский, цухурский, будухский, крызский, арчинский и хиналегский языки).
Часть синокавказцев, ушедших на запад, дала начало населению Западной Европы, говорившему на прабаскских языках.
Расселяясь на новых территориях, синокавказцы смешивались с местным населением, в некоторых случаях ассимилировали местное население, а иногда сами переходили на местные языки. В результате смешения с местным населением иногда происходило изменение антропологического типа синокавказцев. Ушедшие на восток синокавказцы приняли антропологический тип местного монголоидного населения. С другой стороны, далекие предки индоевропейских народов, входившие в ностратическую языковую общность (индоевропейская, уральская, алтайская, дравидийская и др. языковые семьи), имевшие монголоидный антропологический тип, мигрировавшие в V тыс. до н. э. из Центральной Азии в Европу, приняли кавказоидный (европеоидный) антропологический тип местного синокавказского населения Европы.
Древние синокавказцы по данным археологии
Распад синокавказской общности и расселение синокавказцев на огромных просторах совпадает по времени с началом неолитической революции. Данные археологических раскопок и изучение топонимов свидетельствуют о поселениях синокавказцев в различных районах Евразии и Америки. Археологи дают для изучения историкам вещественный материал: орудия труда, украшения, керамику (посуда из обожженной глины) и т.д. Наиболее массовым археологическим материалом является керамика. Изучая формы керамических сосудов, орнаменты, нанесенные на их стенках, методы их изготовления и другие параметры, сравнивая керамические сосуды из различных районов нашей планеты, ученые определяют этническую принадлежность людей, создавших сосуды той или иной формы и пути миграций тех или иных этнических групп населения. Ученые называют керамику «этническим индикатором».
Исследователи определили, что типичным показателем принадлежности какой-либо группы населения к синокавказской общности является наличие керамики с фигурно-штамповым орнаментом, который присутствует на керамике синокавказцев на протяжении многих тысячелетий.
Древние синокавказцы (и более поздние синокавказские народы) наносили на керамику орнамент-штамп в форме креста, чаще косого креста, квадрата, прямоугольника, треугольника, скобки, овала, кружка и некоторых других фигур, внутренние поля которых заполнялись решеткой, линиями, концентрическими кругами, рядом ямок и т.д. Широко в орнаментике керамики применялся штамп, сделанный из раковины, налепные узоры.
Возникновение подобной орнаментации связано с приготовлением и хранением пищи, ограждением ее от «злых сил». Нанесенные на горловину сосуда ямки и налепные валики играли охранительные функции и означали, что сосуд завязан, закрыт, прикрыт палочкой, что мешает «злым силам» проникнуть в него и испортить пищу. Возможно, первоначально сосуд действительно обвязывали крученой веревкой и прикрывали палочкой, а затем вместо веревки и палочки стали применять орнамент.
Появление первой керамики в Малой Азии (не ранее VI тысячелетия до н. э.), являющейся одним из ранних центров Цивилизации и древнейшей областью расселения синокавказцев, было обусловлено возникновением и интенсивным развитием рыболовства и морского собирательства. Соответствующий пищевой рацион требовал сосудов для приготовления пищи. Прообразом керамических сосудов были плетеные корзины и раковины. После появления керамических сосудов на их стенки наносили рифление (чтобы сосуд принял вид корзины) и использовали раковины для орнаментации.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис. 4. Неолитические культуры синокавказцев на Ближнем Востоке
Археологические памятники синокавказцев, относящиеся к различным эпохам, обнаружены учеными в различных регионах Земли: на островах Эгейского моря, в Италии, на Балканском полуострове, в Британии, в междуречье Зааль и Эльбы в Германии, в Прикарпатье, в бассейне среднего Дуная, на средиземноморском побережье Испании, на территории восточно-европейской равнины, на Кавказе, в Малой Азии, в Передней Азии, на Сирийском побережье Средиземного моря, в Зауралье, в Западной Сибири, на Алтае, в Гималаях, в Китае и Северной Америке.
Наиболее древние поселения синокавказцев раскопаны в Малой Азии, в Сирии и Палестине, на территории Ирана. Уже в VIII-VI тысячелетиях до н. э. здесь возникали развитые и богатые поселки, зачастую обнесенные стенами. Первая протогородская цивилизация появилась на полуострове Малая Азия.
Этот полуостров, называемый также Анатолией и образующий азиатскую часть современной Турции, - один из древнейших в мире очагов земледелия и скотоводства. В X-VIII тысячелетиях до н. э. здесь господствовал относительно влажный климат, предгорья покрывали луга злаковых трав, среди которых были предки ячменя и пшеницы-однозернянки; дожди выпадали обильно и регулярно. В горах и на равнинах паслись стада дикого мелкого и крупного рогатого скота. Именно здесь, наряду с Сирией, Палестиной и западными склонами Иранского нагорья, люди раннего неолита впервые научились высевать злаки, вскапывая предварительно землю палками, а позже и мотыгами, и сжинать первые хлеба; еще ранее для жатвы диких злаков был изобретен серп, костяной или деревянный, со вставляемыми кремневыми зубьями. В этих же местах был сначала приручен, а затем и одомашнен первый скот.
На северо-востоке Малой Азии было открыто поселение Чейюне-Тепе (здесь и далее названия древних поселений условны; ученые дают названия древним поселениям по современным названиям местностей, вблизи которых они находятся), датируемое 7250-6750 годами до н. э., населению которого уже было известно земледелие и скотоводство. В VII—VI тысячелетиях существовали высокоразвитые поселения Чатал-Хююк, Хаджилар, Суберде, Кан-Хасан и др.
Протогородская цивилизация Чатал-Хююка
Наиболее крупным и развитым поселением этого периода, почти городом, было поселение Чатал-Хююк, занимавшее площадь в 13 гектаров. Население Чатал-Хююка составляло около 5 тысяч человек. Это был центр 22 небольших поселений (1-1,5 гектара), расположенных поблизости. Здесь были развиты производящие формы хозяйства. Жители поселения разводили крупный и мелкий рогатый скот, выращивали пшеницу, полбу, ячмень, горох, чечевицу, виноград - всего до 22 видов растений и даже цветы. Были им известны и различные ремесла, о чем свидетельствуют орудия из камня, обсидиана (вулканическое стекло), нефрита, кости; они умели ткать шерсть, изготовлять ковры и войлок. Охотились жители Чатал-Хююка на оленей, онагров (дикие ослы), леопардов, диких быков, кабанов, птиц. Занимались рыболовством. Была одомашнена собака.
Одним из самых значительных источников доходов являлась торговля. Чатал-Хююк, расположенный вблизи потухших вулканов, где были крупные месторождения обсидиана, из которого производили наконечники стрел, дротиков и копий, ножи, обладал монополией на торговлю обсидианом с Кипром, Западной Анатолией и Сиро-Палестиной.
При строительстве домов использовали сырцовый кирпич с добавлением ила и тростника, а также камень. Несущие конструкции были деревянными. Стены домов в поселении плотно примыкали друг к другу, не имели окон и образовывали снаружи глухую оборонительную стену.